Репин Д. Пройдем
по главной улице…//Московская застава. –2002. - № 25. –
С.3.
Давно понятно, что большую
часть наших вкусов и предпочтений, как потребителей, формирует реклама. Везде:
на телевидении, в газетах, на радио - есть реклама. Но особая статья этого
перечня - уличная реклама в городе. Здесь она соприкасается со всеми предметами
городского пейзажа: дороги, дома, магазины, памятники -реклама есть на каждом
углу. Поэтому нередко уже не реклама ассоциируется с определенным местом, а
наоборот. От того, насколько реклама будет оригинальна и привлекательна, не в
малой степени зависят те же достоинства города. И разговор уже не о нас,
коренных жителях города, для которых каждый уголок знаком и любим без всяких
«прибамбасов». Скорее мы поведем речь о впечатлении, оказываемом рекламой на
въезжающих в город. (Нас-то самих уже мало, что способно удивить.)
Первое, что путешественник
встречает при въезде в Питер, - Московский проспект, - лицо города. Каков же
проспект в соприкосновении с броскими заголовками и яркими
картинками?
Пройдем по пути любопытного
путешественника, и начнем наш маршрут от площади Победы, с самого начала
географически, а с конца по нумерации... На Московском проспекте привычными
лозунгами нас встретят Samsung и Pepsi. Одни «Добро пожалуют» в город, другие
поздравят с 300-летием. Приятно, но будь осторожен, о чем и предупредит от
соблазнов большого города вывеска посередине трассы, -«Не сори
деньгами».
Далее Fanta, что дает распробовать
веселье и указывает на «Твою очередь стать знаменитым». Согласитесь, похвально
стремление нацелить людей на оптимизм и сопутствующее ему веселье. Однако,
хорошего понемножку: бесконечное множество рекламы Chesterfilda, More, L$ Ma, Bonda, Mariboro не совсем отвечают
постановленной на государственный уровень задаче оздоровления и физического
воспитания общества.
Итак «дитям» - Fanta и сигареты, а взрослым?
Любые квартиры, сотовая связь, сантехника и модная одежда. Иногда, правда, в
столкновении с историческим прошлым города, доходит до некоторой степени фарса.
Например, Московская площадь встречает нас рекламой сотовой связи «Соединяем с
будущим» и Лениным с кепкой в протянутой руке. Особо умиляет объект, на который
указывает вождь. Это начало Ленинского проспекта с многозначной картинкой
посередине: руки в наручниках под подписью «Весь спектр крепежа». Но не
будем
идти ленинским путем, а вернемся на Московский проспект. Надеемся, гости
города, даже углядев какую-либо логическую связь в приведенном примере,
успокоятся под следующим далее лозунгом – «Свободу выбора настоящему мужику!»
Да, в рекламе пива есть свои плюсы. То же можно сказать и о непрерывном потоке
тумб с «Петром 1», призывающим «Смотреть вперед» - ДТП
отдыхают.
Отметим и сезонные признаки
уличной рекламы. Память об ушедшем лете сохраняют моря пива и лимонада, ремонт с
тоннами сантехники и тысячами квадратных метров кафеля. Осень и последующую зиму
готовы встретить дубленки и шубы «Снежной королевы». Вечные же ценности –
компьютеры, мебель, бытовая техника, лекарства.
Однако не все так
естественно и беззаботно. Кощунством
выглядит щит, где красной «органовской» печатью «К стенке и на пол» помечена
кафельная плитка. «Умный» рекламный ход выглядел бы не так дико, если бы не
месторасположение щита - вход в Парк Победы. Так у нас относятся к «символу
вечной славы, живому памятнику народу-герою». Сейчас здесь струится фонтан, люди
встречаются, влюбляются, играют дети и, вместе с тем, подобный
цинизм.
Затем турист, ветеран, да и
просто прохожий вновь расслабился под нежным взглядом разноцветных афиш,
многообразия табачных этикеток. Вдали будет маячить плакат, извещающий о юбилее
города...
Уважение к своему прошлому
можно встретить и дальше, достигнув станции метро «Московские ворота». Но здание
с комплексом магазинов и офисов гармонично дополняет вывеска «Папанин». Правда,
это отнюдь не филиал Музея Арктики и Антарктики, а рядовое казино. Подойдя
поближе, мы увидим зазывающее объявление о приятной атмосфере дрейфующих льдов,
холод которых, в свою очередь, расплавит приятная атмосфера заведения. При этом
великий полярник остается таковым не в связи со своими зимовками, а благодаря
фамилии, гармонично вписывающейся в концепцию оформления казино. Арт-директор
«Папанина» считает принципиальной позицией заявление о своем собственном праве
так называть казино, даже без выяснения согласия родственников полярника. Вряд
ли звание культурной столицы России дает привилегию такой части ее жителей, как
арт-директорам, спекулировать на известных и заслуженных именах. Свое
представление об «обертке» Московского проспекта мы можем составить, достигнув
Обводного канала. Все основные особенности уличной рекламы были обозначены еще в
начале. Все те же напитки, те же атрибуты курильщика, уже наскучившие средства
связи, бытового комфорта и уюта. Понятно, что фантазии на остальные несколько
километров рекламного пространства хватить не может. Значит, экскурсия
окончена.